2 апреля Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

  

Генеральная Ассамблея ООН  в своей резолюции 02/109 постановила объявить 2 апреля Всемирным днём распространения информации о проблеме аутизма, для того, чтобы подчеркнуть необходимость помощи для повышения уровня жизни людей страдающих аутизмом.

«Проведение Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма позволяет не только углубить её понимание, но и призвать к принятию конкретных практических мер. Я настоятельно призываю всех тех, кому небезразлична эта проблема, оказать содействие  достижению прогресса путём поддержки учебных программ, усилий по обеспечению возможностей трудоустройства и других мер, способствующих реализации нашего общения видения мира, в большей степени учитывающего интересы всех людей».

Каковы симптомы и признаки аутизма:

АУТИЗМ – это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трёх лет жизни. У ребёнка, страдающего аутизмом, наблюдаются коммуникативные и языковые проблемы, повторяющиеся действия и интересы на уровне навязчивости. Основные симптомы появляются в возрасте до 3 лет.

  • Отсутствие обмена звуками, улыбками и другими мимическими жестами к возрасту 9 месяцев;
  • Потеря способности лепетать , говорить, развивать социальные навыки (в любом возрасте);
  • Сложности с использованием и пониманием невербальных знаков – мимики, языка тела, жестов;
  • Стремление избегать зрительного контакта;
  • Неумение заводить отношения с другими детьми;
  • Невозможность разделить интересы или достижения с другими людьми. Ребёнок не показывает на предметы пальцем.
  • Неспособность общаться с окружающими или выражать чувства;
 

·        Отклонения в речевом развитии - один из основных признаков синдрома раннего детского аутизма. Проявления речевых нарушений при аутизме чрезвычайно многообразны  по  характеру и  динамике, и  в  большинстве  случаев они обусловлены нарушениями общения. Именно в связи с речевыми нарушениями родители аутичных детей впервые  обращаются  за  помощью  к специалистам. Приводимые разными авторами особенности речевого развития аутичных детей многочисленны, но в основном совпадают. Это:

 ▫  Мутизм (отсутствие речи) значительной части детей;

Эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отставленные, т. е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;

Большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность («попугайность») речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи;

Отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо);

Автономность речи;

Позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе – «он» или «ты», а других иногда «я»);

Нарушение семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;

Нарушения грамматического строя речи   (ошибки в согласовании, в изменении слов);

Нарушения звукопроизношения;

Нарушения просодических компонентов речи ( вычурные, необычные  интонации )

Все эти знаки отклонений в речевом развитии могут встречаться и при других видах патологии, однако при аутизме большинство из них имеет определенные характерные особенности.

  • Неумение что-то изображать или имитировать социальное взаимодействие;
  • Навязчивые интересы;
  • Малейшие изменения выводят ребенка из себя;
  • Привязанность к распорядку и ритуалам;
  • Повторяющиеся действия, например, привычка хлопать в ладоши, щелкать пальцами, раскачиваться, крутиться вокруг своей оси;
  • Озабоченность одной деталью предмета – например, колесом игрушечного паровозика, пропеллером вертолета;
  • Необычные реакции на вкус, запах, внешний вид или текстуру предметов;
  • Нарушения мелкой или крупной моторики. Например, ребёнку сложно держать в руке карандаш или бегать

 Ранняя диагностика аутизма крайне важна. Существуют тесты, которые помогают определить эти нарушения в 1,5-2 года. Чем раньше ребёнок начнет получать специфическую помощь, тем выше шансы достичь хороших результатов в лечении.

 СИНДРОМ  АСПЕРГЕРА -  это более легкая форма расстройства аутистического спектра. Ребёнок испытывает трудности с социальной коммуникацией и демонстрирует повторяющиеся действия, но уровень речевого развития, например, у него при этом нормальный. Синдром проявляется обычно в том возрасте, когда ребёнок начинает посещать детские дошкольные учреждения и регулярно общаться со сверстниками.

 Неспецифическое первазивное нарушение развития: у у ребенка наблюдаются некоторые симптомы аутизма или синдрома Аспергера – но в недостаточной мере для того, чтобы диагностировать одно из этих состояний. У ребёнка с таким нарушением развития могут наблюдаться слабые социальные навыки, ограниченная способность к вербальному и невербальному общению – или склонность к повторяющимся  действиям. Это состояние обычно диагностируется в школьном возрасте.


Что вызывает аутизм?

Никто не знает, что именно вызывает расстройства аутистического спектра. Специалисты предполагают, что дело в генетических нарушениях, которые возникают на ранних этапах беременности по тем или иным причинам. Кроме того, к факторам риска относятся: немолодые родители, мужской пол ребёнка (у девочек подобные расстройства встречаются гораздо реже), неблагоприятная окружающая среда (например, контакт эмбриона с токсинами).

        В настоящее время исследования сосредоточены на генах, которые влияют на развитие мозга и нейротрансмиссию (передачу нервных импульсов). Кроме того, специалисты изучают другие медицинские проблемы, которые могут быть связаны с развитием данных расстройств.

         Дети, у которых наблюдается  синдром Мартина-Белл (синдром ломкой Х-хромосомы), туберозный склероз, фенилкетонурия, фетальный алкогольный, синдром Ретта, синдром Ангельмана или синдром Смит-Лемли-Опиц, чаще страдают от аутизма. Исследования продолжаются, поскольку до сих пор неясно, насколько тесно эти состояния связаны с аутизмом.

          Некоторые родители считают, что вакцина от кори, краснухи, свинки может вызвать аутизм. Другие боятся, что это расстройство может быть спровоцировано вакцинами, содержащими ртуть (в форме мертиолята).

 В течение многих лет проводились исследования этого вопроса, но никакой связи между аутизмом и прививками выявлено не было. Напротив, специалисты указывают на то, что в США детей с аутизмом становится всё больше, несмотря на то, что в этой стране (и ряде других) перестали использовать вакцины, содержащие мертиолят.

          Как лечить аутизм?

Методы лечения разнятся в зависимости от точного диагноза и тяжести случая. Полностью вылечить аутизм нельзя, но чем раньше ребёнок начнёт получать необходимый уход, тем лучше будет его состояние. Лечение включает помощь врача, учителя, психолога и логопеда.

Используются разные виды терапии:

  • Поведенческая терапия учит ребенка справляться с эмоциями, навязчивыми идеями и повторяющимся поведением;
  • Наработка социальных навыков помогает ребенку взаимодействовать с окружающими;
  • Трудовая или физическая терапия направлена на работу с органами чувств и развитие координации;
  • Разговорная или языковая терапия необходима для развития речи ребенка и навыка общения с окружающими;
  • Семейная терапия обучает родителей, а также братьев и сестер ребенка с аутизмом поведенческим техникам, которые можно  использовать в домашней  обстановке.

 Кроме того, у детей с расстройствами аутистического спектра могут наблюдаться нарушения сна, эпилептические припадки, депрессия, тревога, абсессивно-компульсивное расстройство и другие состояния, требующие использования лекарств. Лечение сопутствующих проблем может облегчить  общее состояние при аутизме.

 Полезные ссылки в Интернете:

Сайт фонда содействия решению проблем аутизма в России

Сайт Американского Института аутизма

Центр проблем аутизма в ЖЖ

Центр проблем аутизма в Facebook

Терапия аутизма

Коллектив психиатрического отделения ТДОКБ информирует родителей о том, что в условиях нашего отделения,  возможно комплексное диагностическое исследование детей с подозрением на расстройство аутистического спектра.  Кроме того имеется возможность консультации детей в НИИ психиатрии и Научном центре психического здоровья РАМН по направлению главного детского психиатра В. В. Польшакова, ведущего приём в ДКДЦ ТДОКБ и осуществляющего  консультации в условиях ПНО ТДОКБ.

Коллектив отделения ПНО ТДОКБ готов ответить на интересующие Вас вопросы в рамках расстройств  аутистического спектра.   Консультация психиатра ДКДЦ ТДОКБ возможна  с направлением  с понедельника по пятницу, справки по тел. 48-00-20  



 
     (c) 2007 Тульская детская областная больница
300010, г. Тула, ул. Бондаренко, 39
Регистратура поликлиники: (4872) 48-05-64, 48-00-20, 48-48-75
Сайт разработан
вычислительным центром ТДОБ